АЛЕКСАНДР КАТЕРУША

МАСКИ



Главная
О проекте
Маски
Выставки
Галереи
Новости
Публикации
Покупка и хранение
Контакты

N170.info
Himerikon.com

10 апреля 2018

Лица в религиях.
Ритуальные маски

Сам факт существования человеческого сознания делает человека двойственным существом. С одной стороны, он погружен в материальный мир, и заботится о своем телесном выживании. В этом человек близок всем животным. По крайней мере, биологам есть, что рассказывать о данном виде. И место в общем древе определено четко.

С другой же стороны, многие свойства сознания выходят за пределы физического мира. Мало того, сознание, похоже, может вмещать в себя этот мир. И даже запараллеливать его как разные моменты времени или вероятностные альтернативы. Сознание обладает свойствами, которые трудно постигать по законам физического мира. Сам факт его существования толкает человека за пределы обыденного бытия.

И нет ничего удивительного в том, что человек живет в двух реальностях – обыденной и запредельной. Одну жизнь человек проживает телом, и она является повседневной. Другую жизнь он живет как душа (или сознание), и она является религиозной.

Разумеется, вся эта двойственность должна как-то отображаться на лице. Уж, коль через него проходит и восприятие, и оценка воспринятого, оно привязано самой своей сутью и к миру, и к психике. А если мир – не один, то и лицо не может оставаться в единственном числе. Или, по крайней мере, оно должно обладать соответствующей изменчивостью. По логике, физиономические реакции должны существовать в двух видах – для обыденной реальности и для запредельного.

И здесь мы сталкиваемся с несоответствием. Лицо человека, сопровождая его всю жизнь, «обслуживает» только его взаимоотношения с миром физическим. Любая форма, на которую способна человеческая физиономия, будет с точностью идентифицирована как та или иная эмоция. И ничего в ней запредельного не обнаружится. Разве что, безумие; но это – уже из другой области. Лицо жестко привязывает человека к физическому миру. И все, что оно выражает, принадлежит этому миру.

Это несоответствие – намного глубже, чем может показаться. Ведь, практически любая религия опирается на восприятие физиономических образов. Через них происходит контакт между человеком и осознанными сущностями запредельного.

Человек обладает огромным инструментарием для изменения состояний своего сознания. И сознание обладает запасом состояний, весьма далеких от обыденного. Здесь – хороший набор для мистического контакта. Но не хватает одного – лица. Оно просто физически не предназначено для того, чтобы следовать за сознанием в иные миры. Оно – только для этого мира. Вспомните, если художнику удается передать через лицо глубокое мистическое переживание, это спешат обозначить как шедевр. И гадают голову, как автору удалось сделать невозможное.

Мимический аппарат лица имеет ограниченные возможности. А контакт с потусторонним человеку нужен не менее, чем хлеб насущный. И выход люди нашли. Мало того, они сделали это независимо друг от друга в разных концах планеты и в разные эпохи. Люди стали использовать ритуальные маски.

То, что тысячи и тысячи племен нашли одинаковое решение, говорит о его эффективности и правильности. Ритуальные маски, будь они собраны со всего света, могли бы заполнить гигантский музей. Как явление, они настолько широко известны, что являются чуть ли не символом того, что изучают антропологи. В современном сознании первобытная религия и ритуальная маска – неотделимы друг от друга. Вряд ли кто-то представит себе пляски папуасов без масок.

А ученые полностью поглощены содержательным аспектом масок. Ведь, еще Клод Леви-Стросс указывал в своей книге «Путь масок», что их познание возможно только через изучение содержания мифов, которые они иллюстрируют. А этот содержательный океан способен и отвлечь внимание, и утопить его в своих «интересностях». Суть же изучения ритуальных масок уходит в психологические механизмы перевоплощения.

Состояния сознания, необходимые для религиозного ритуала, не обеспечиваются физическим лицом и его мимическими возможностями. Поэтому необходим специальный протез, который возместил бы этот недостаток. Именно в этом – главная функция ритуальной маски. Она компенсирует все недостатки лица в его попытках следовать за изменениями сознания.

Ритуальную маску следует воспринимать как средоточие всего того, что невозможно для обычного лица. С ее появлением, человек получил полный комплект религиозного ритуала: измененное сознание, соответствующая этому физиономия, и потусторонняя сила, с которой пытаются контактировать.

Другие публикации




Copyright © 2017-2024 Fisionomicus.com