АЛЕКСАНДР КАТЕРУША

МАСКИ



Главная
О проекте
Маски
Выставки
Галереи
Новости
Публикации
Покупка и хранение
Контакты

N170.info
Himerikon.com

19 августа 2018

Почему я не люблю инсталляции

Современное изобразительное искусство трудно представить без такого явления, как инсталляция. Ее определяют довольно просто: объёмно-пространственная композиция из разнообразных реальных предметов, объединённых единым художественным замыслом.

Можно, например, перевернуть среди комнаты помойку, расшвырять мусор, и написать: Это – состояние души, которая использована, выкинута и вывернута. Люди будут разглядывать все это, отыскивая связь между подписью и увиденным. Наверное, без подписи это покажется просто мерзостью и безобразием. Подпись и музейная обстановка могут все, что угодно, загнать в контекст искусства. Точно также ресторанный повар может любую какашку обработать чудной сервировкой.

Даже если инсталляция имеет интересное содержание, мне трудно отнести это к изобразительному искусству. По крайней мере, я вижу здесь упадок последнего. Словно некие невидимые персонажи взяли искусство под контроль, задавшись целью отогнать людей подальше от музеев. Последние вмещают в себя все эти свалки, ставя знак равенства между ними и настоящими шедеврами. Огромная система взялась за навязывание зрителю иных – более примитивных – стандартов искусства.

Можно и дальше обкладывать инсталляции эпитетами, но пора перейти к пояснениям. Почему все это – деградация искусства?

Дело в том, что раньше изобразительное искусство сводилось к целостному предмету. Он – сосуд, хранящий образ и смысл. Сама скульптура, например, может даже уместиться в кармане. Но при этом, ее созерцание способно развернуть огромное пространство в сознании зрителя.



Отсюда – главная претензия к инсталляции: Она должна разворачиваться не в музейном зале, а в сознании зрителя. А образ, который все это проделывает, должен стремиться к компактности. Искусство художника во многом сводится к упаковке смысла, к шифрованию текста с помощью тех или иных инструментов творчества.



Этого принципа придерживаются японцы в поэзии танка. Главная задача – как можно меньше слов при как можно большем смысле. Инсталляции – полная противоположность. «Художник», будучи неспособным к такой компактности, пытается слепить непосредственно посреди музейного зала то, что должно на самом деле разворачиваться в голове зрителя. Он просто не знает, как свои идеи поместить в человеческое сознание. Поэтому действует непосредственно, вломовую, вываливая свои кучи мусора на пол. Инсталляция – это не просто вульгарно. Это – импотенция художника, который не способен что-либо выразить и не владеет соответствующими средствами.

Другие публикации




Copyright © 2017-2024 Fisionomicus.com