Если художник ориентирован на успех, а успех этот является коммерческим, то ему придется поработать не только над созданием своих образов, но и над превращением их в товар. Но этот процесс чреват энергетическим вырождением образа. Что это за явление? Попробуем вкратце разобраться в нем.
Начать художник-коммерсант должен точно так же, как и его коллега, наделенный безумием и без коммерции: необходимо создать нечто действительно творческое и интересное. Находка, способная приковать зрителя, может быть свидетелем и творческой удачи, и таланта автора.
Но после такой находки наш коммерсант не гонится за следующей. Муза сделала свое дело, теперь пусть потрудится Меркурий. Для этого необходимо дальше поработать над уже созданным образом. Автор берет его, и слегка видоизменяет. Например, уже известное изображение оказывается с другим цветом. Потом – с третьим, четвертым и т.д. Далее выбирается еще один параметр, например, размер. Таким образом, выбираются все факторы изменчивости образа, а затем его прогоняют по этим факторам. И получают, вместо одного произведения искусства, целую выставку-склад. И вся эта масса – преобразования одной, когда-то найденной, удачной формы. Люди смотрят на все это, и становятся в очередь. Каждый покупает «самый настоящий» подлинник, который, формально, и в самом деле единственен. А художник становится успешным коммерсантом. Его выигрыш несомненен: заработанные деньги не сопровождаются расставанием с единственной и неповторимой работой. Но именно в этом и происходит энергетическое вырождение образа.
Что утрачивает художественный образ, когда он растекается по своим версиям? Рассмотрим эту силу подробнее.
Все варианты видоизменений произведения искусства можно рассматривать как его потенциал, «заряд». Все свои версии образ содержит изначально. Какие-то из них являются пустыми и ничего не несут, а какие-то могут содержать новые смыслы и прочие ресурсы. Но все они, так или иначе, образуют поле изменчивости. Оно чем-то похоже на «норму реакции» в биологии: индивидуальная свобода изменчивости всегда остается внутри вида.
Когда художник создает один единственный образ, то зритель воспринимает его вместе со всем его полем изменчивости. А саму изменчивость «прокручивает» уже фантазия зрителя. Последний просто не может не повестись за всем тем, на что художественная работа провоцирует его сознание. Образ, попав во внутрипсихическое пространство зрителя, разворачивает свое вариативное поле, и здорово напрягает человеческую фантазию. Получается, что потенциал изменчивости, разложения на вариации, проявляется как ресурс подвижности образа, или его энергии. Выглядит так, словно он способен сам шевелиться внутри человеческой психики. Глядя на единственную художественную работу, или вспоминая ее, зритель оживляет образ. Для этого задействуется множество психических функций, прежде всего, фантазия и комбинаторика.
Но что происходит, когда художник, став коммерсантом, все эти вариации исполняет в виде отдельных произведений? Он просто отнимает работу у зрителя. Он лишает своих почитателей возможности соучастия в образе. Это похоже на повара, который подал все блюда тщательно пережеванными. Это может отбить не только аппетит, но и сильный голод...
|