| ПУБЛИКАЦИИ
Публикации, расположенные здесь, посвящены «Физиономическому моделированию» как направлению в изобразительном искусстве. Значительное место занимает его теоретическая база – психология восприятия лиц. Последние несколько лет данная область бурно развивается. Это разворачивает новые научные и философские горизонты, которые не могут не захватывать.
Другая часть статей посвящена изобразительному искусству как таковому. В свое время принадлежность «Физиономического моделирования» к искусству вызвало споры. В основном, это связано с наличием несколько обособленных теоретических и технических основ. Также своеобразна скульптурная пластика. В этой рубрике присутствуют статьи, описывающие отдельные коллекции и психологические принципы, на которых они строятся. Все статьи являются авторскими и написаны специально для сайта «Физиономикус».
Если у кого-то возникло желание что-то опубликовать на других ресурсах, то единственным условием является соблюдение авторских прав и указание ссылки на первоисточник. Свежие статьи не обязательно расположены сверху, расходясь по своим тематическим блокам.
Некоторые виды ос имеют пигментные отличия на своих физиономиях. Это заметили, и ученые ухватились за гипотезу о том, что сами осы могут отличать друг друга «по лицам». Гипотезу проверили и... |
Изобразительное искусство считается высокоразвитым, когда оно, в свою очередь, само предъявляет высокие требования к зрителю. Зритель и предмет искусства – словно две стороны зеркала. Чем круче последний, тем большей подготовки... |
Подавляющее большинство выставок «Физиономических моделей» использовало слово «Маски». В статьях это слово появлялось тоже нередко. Это считалось удобным. Примерно, как у Кастанеды Дон Хуан счел удобным слово «Магия», хотя, его... |
Слово «морда», как известно, Word подчеркивает зеленым. Дескать, слово это ругательное, пользоваться им не стоит. Но вряд ли кто-то будет говорить, что у собаки – лицо. Физиономические образы четко разделены... |
Один из важнейших моментов «Физиономического моделирования» связан с тем, что лицо – это самый важный инструмент коммуникации. Его использование в художественных образах позволяет создавать довольно сложные, и в то же... |
Одно из очень светлых впечатлений от выставки в ТРЦ «Голливуд» в Чернигове оставили глухонемые зрители. Они выразили восторг, оставили теплые отзывы, приводили знакомых. Такая внимательная и благодарная аудитория - особая... |
Некоторые коллекции масок выглядят не просто как физиономии, а еще и сплетаются в хитрые узоры. В этом можно усмотреть отдельный вектор физиономического моделирования, направленный на декор. Однако не все здесь... |
Человека ежедневно окружают тысячи различных физиономических изображений. Человеческие лица и животные морды попадаются в рекламе, в прессе, интернете, упаковке, искусстве и т.д. И что-то из этого можно назвать «физиономической моделью»,... |
Любое произведение искусства следует непременному условию: изображение должно быть сбалансированным. Без его соблюдения, художник рискует опозориться, демонстрируя незнание основ композиции.
К счастью, сбалансированность образа не требует сложных математических вычислений или... |
Создавая трехмерные формы, я покусился, ни много ни мало, на некоторые законы физики. Для этого мне достаточно было воспользоваться правом художника, дескать, мои образы – что хочу, то с ними... |
Постмодернизм заполонил культурное пространство. Словно нашествие грызунов, откормленных спрятанным хлебом. Все остальное словно замерло, уступая место этому бедствию.
Само слово «Постмодернизм» указывает на отсутствие собственного содержания. Модернизм был одержим идеей... |
Если художник ориентирован на успех, а успех этот является коммерческим, то ему придется поработать не только над созданием своих образов, но и над превращением их в товар. Но этот процесс... |
Современное изобразительное искусство трудно представить без такого явления, как инсталляция. Ее определяют довольно просто: объёмно-пространственная композиция из разнообразных реальных предметов, объединённых единым художественным замыслом.
Можно, например, перевернуть среди комнаты помойку,... |
Человек есть мера всех вещей. Эта идея Протагора столь интересна и значима, что оказалась тем немногим, что вообще сохранилось из его произведений. Пройдя сквозь века, она, играя смыслами, проявилась и... |
Э.Б.Тайлор, в своей «Первобытной культуре» довольно жестко отстаивает тот факт, что никто из рода человеческого не может пребывать вне религии. И, сколь бы ни были племена дикими и отсталыми, у... |
Сам факт существования человеческого сознания делает человека двойственным существом. С одной стороны, он погружен в материальный мир, и заботится о своем телесном выживании. В этом человек близок всем животным. По... |
Многие коллекции из «Физиономических моделей» являются текстами, которые построены совершенно специфическим образом.
Для начала – кое-что о текстах вообще. Знаки, которыми они составляются, лингвисты разделяют на два типа: «индексные» и... |
Ученые, пытаясь разобраться с механизмами физиономического восприятия, обнаружили их множественность. Действуют сразу несколько «аппаратов» видения лиц, отвечая за какую-то часть общего процесса. А современные методы нейровизуализации позволили четко локализовать участки... |
Вся одушевленная природа проявляется через физиономические образы. Лица и морды выстраиваются в иерархию, образующую основу эволюционного древа. Присваивая статус венца себе, человек и свое лицо ставит в самую вершину всей... |
Многие мистики указывали на то, что душа человека не является чем-то единым и однородным. Вплоть до того, что душ – сразу несколько, и они выстроены иерархически. Авторов, которые, начиная с... |
Википедия описывает лицо как «переднюю часть головы». Вроде бы и не поспоришь, но как-то коробит от такой материалистический простоты. Попробуем разобраться.
Действительно, лицо является естественной частью головы и всего тела. У... |
Все смыслы, в пространстве которых живет человек, так или иначе, можно свести к архетипам. Карл Юнг определил их как «универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Они проявляются... |
Физиономическое моделирование, как это часто подчеркивается в публикациях о нем, претендует на оригинальность и обособленность в общем пространстве изобразительного искусства. Подобные претензии художник может реализовать самым прямым и непосредственным путем.... |
Человек уже давно задается вопросом: Где локализуется его сознание? Где находится его «Я» как некий центр его идентичности? На любую часть тела человек может указать как на нечто, ему принадлежащее:... |
Лицо – это сосредоточение органов восприятия. Глаза, уши, нос, кожа, рот с языком – всякая физиономия буквально собрана из органов восприятия. Они выстраивают целостную картину реальности, и уже этим невольно... |
Физиономический образ содержит двоякий набор признаков. С одной стороны, целый спектр физиономических особенностей, черт, признаков четко «прописывают» существо в гигантском классификационном древе. Сам внешний вид четко указывает на класс, отряд,... |
«Лицо», как известно – одно из наиболее часто употребляемых и многоаспектных слов русского языка. Что только не обозначают этим словом! Обычно, имея подобную популярность, оно должно иметь и множество синонимов.... |
В последнее время появилось довольно много исследований, посвященных восприятию лиц животными. Все они интересны тем, что выводят физиономический феномен за пределы человеческого существа. Накапливаемые материалы позволяют рассматривать это явление в... |
Птицы способны воспринимать физиономические образы. Это описывается уже целым множеством интересных исследований. Рассмотрим некоторые из них. Там есть, чему удивиться.
В Финляндии, в университете Ювяскюля, группа исследователей под руководством Себастьяно де... |
Нейробиолог Мичиганского университета Элизабет Тиббеттс ( https://lsa.umich.edu/eeb/people/faculty/tibbetts.html ) обратила внимание на интересную особенность одного из подвидов ос - Polistes fuscatus. Физиономии этих насекомых здорово отличаются друг от друга за счет... |
С незапамятных времен многие воины разрисовывали свои лица. Что заставляло носителей меча браться за косметички? Северная Америка, Океания, Африка, Австралия, Азия. Да и Европа совсем недавно тоже отличалась. География впечатляет.... |
Кукла – обязательная принадлежность каждого ребенка. Некоторые усматривают в этом рудимент древних магических ритуалов. Дескать, «детство» человечества нашло свое место в детстве каждого индивида.
Однако, и без таких объяснений, кукла... |
В 1973 году американский математик Герман Чернов разработал весьма интересный метод визуального оформления сложных многофакторных данных. В их основе – лицо. Автор исходил из того, что, из всех зрительных функций,... |
В 1980 году психолог Питер Томпсон, работавший в Университете Йорка, опубликовал краткий отчет о новой зрительной иллюзии, известной ныне как «Тетчер-эффект». Он взял физиономию Железной леди, вырезал глаза и рот.... |
В 2008 году в Университете Глазго группа ученых под руководством Керолин Блейс провела интересное исследование (см. http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0003022 ). Им не давал покоя наш психолог Альфред Ярбус, который исследовал траектории движений... |
Физиономические модели пережили немало выставок. И все они, как и положено, разделяли людей на тех, кто становился посетителем, получая впечатления, и тех, кто в этом не участвовал. Казалось бы, ничего... |
Лицо имеет столь огромное значение для человеческого социума, что его сложно одним махом выразить. Интересные особенности обнаруживаются, если рассмотреть исследования американского социального психолога Стенли Милграма. В одном из наблюдений значение... |
Меня можно легко поймать на двойственности. С одной стороны, я пытаюсь утверждать, что восприятие физиономического образа – это целая ветвь психологии. При этом я имею в виду психологию научную, т.е.... |
Мы заметили, что многие посетители выставок «Физиономических моделей» подолгу и с удовольствием смотрят маскам в глаза. И готовы надолго оставаться в зале.
Глаза – самая выразительная часть лица. Это проявляется в... |
Любой, кто интересуется образами и символами, хорошо знает: чем они сложнее, тем больше значений в них содержится. Вплоть до противоположных и взаимоисключающих. Глаза, своей сложностью и многогранностью смыслов, – серьезный... |
Рассматривая символику глаз, нельзя не остановиться на отдельной теме, которая с ними тесно связана. Речь идет о Юнговской Тени.
Из всего множества архетипов, описанных великим психологом, Тень является одним из... |
Пожалуй, лучший способ охватить всю символику глаз – привести пословицы и поговорки, которые им посвящены или как-то их упоминают. Их огромное количество еще раз подтверждает, насколько велика роль глаз в... |
Слово «Глаза» имеет множество синонимов. Подобно синонимам «Лица», здесь крайне беден равнозначный им позитивный или нейтральный ряд заменителей. В основном, в этих списках тоже доминируют насмешка и пренебрежение. При этом... |
Физиологи могут сказать о ресницах немногое: что они окаймляют веки, что сверху их 150-250 и они длиннее, снизу их 50-150 и они короче. Их функция – защищать глаза от пыли,... |
Среди всех физиономических деталей, брови занимают удивительное место. С одной стороны, их функция и символика выглядят довольно бедно. Если вы, к примеру, попросите кого-нибудь перечислить части лица, то они, скорее... |
Как и ожидалось, набор поговорок о бровях по количеству и рядом не стоит с таковыми о глазах, носе или рте. Это свидетельствует о том, что брови менее осознаются как физиономическая... |
В отличие от других деталей лица, лоб – это не орган, как, например, глаз или нос. Лоб – это, скорее, «участок», оставшийся «не занятым». Эдакое свободное пространство, «гуляющее» между бровями... |
Многочисленные поговорки, в которых фигурирует лоб, в основном используют его пространственно-физические свойства: в него бьют и стреляют, им трясут, на нем что-то написано, по нему перемещаются глаза. Несколько реже трогают... |
Как только животные научились поддерживать постоянную температуру тела, сразу же возник вопрос теплоизоляции. Птицы покрылись перьями, а млекопитающие – шерстью. Также к этим одеяниям добавилась и способность управлять ими. От... |
Рот – один из неотъемлемых атрибутов каждой физиономии. Мало того, он – эволюционно старше физиономии как таковой. В частности, червь не имеет физиономии, а рот у него есть.
Питание –... |
Насколько пища важна для физического тела, настолько же речь важна для человеческой души и социума. И здесь рот оказывается основным органом. Как инструмент общения рот проявляется сразу в двух аспектах.... |
Поговорки, использующие рот, – одни из самых многочисленных. Это соответствует значимости данного образа. При этом, функция питания явно доминирует над функцией речи; «пищевые» поговорки куда более многочисленны.
Без песен рот... |
Синонимы слова «Рот» не особо отличаются от таковых касательно других физиономических деталей. Тот же резкий, откровенно ругательный, негативизм и грубость.
Из нейтрально-позитивных – только одно слово. Притом, устаревшее, как и... |
Для восприятия предметного мира, нам хватает рук и глаз. Предметы можно видеть издалека и полапать вблизи. А как быть с пространством, в котором все эти предметы расположены? Ведь оно мыслится... |
Поговорки, в которых задействованы уши, не столь многочисленны, как в случае с глазами. Но при этом, их все же набирается немало. Все это соответствует и «статусу» уха в общей физиономической... |
В интернете вы найдете весьма скудные сведения о символических значениях носа. В основном, все сводится к вульгарным фаллическим ассоциациям авторов. Однако, его символические значения многообразны и интересны. Исходят они, как... |
Если сравнивать две физиономические формы – лицо и морду, то первым же отличительным признаком оказывается нос. У морды он не выделен в четкую отдельную фигуру. Он представляет целостную конструкцию с... |
Здесь приводятся пословицы и поговорки, посвященные носу. Их довольно много, и все они с лихвой охватывают все смысловое пространство этого органа. Если поговорки, посвященные глазам, в основной своей массе проникнуты... |
Слово «Нос» не имеет прямых и равнозначных синонимов, как например, «Глаз» и «Око». Как и в случае со словом «Лицо», синонимический ряд погружается в негатив, доходя до откровенных оскорблений. В... |
На самом деле, рот занимает довольно значительную часть физиономии. Но обычно этого не видно, так как он закрыт щеками. Эти части лица расположены по бокам, участвуя в его общем контуре.... |
По символической насыщенности щеки с большим отрывом отстают от глаз, носа и рта. Это хорошо видно, если сравнить соответствующие количества поговорок. Основная смысловая направленность – использование щеки как емкости, за... |
Шея, как известно, пребывает между головой и туловищем. И пищевод, и дыхательные пути, и кровообращение – все проходит через нее. Отсюда несложно догадаться о ее символических значениях.
Туловище обычно ассоциируется... |
Поговорки, в которых фигурирует шея, весьма многочисленны. По ней бьют, ее нагружают, за нее привязывают. Вся символика шеи проявлена четко. Как всегда, выдержан ироничный стиль.
Без жернова на шее дна не... |
Затылок можно представить как нечто не менее таинственное, чем, например, мозг.
Для кого-то он может ассоциироваться, разве что, с подзатыльниками, известными всем воспитанным людям с детства. Реально же затылок связан... |
Балансиры начали свое существование в 2011 году. Долгое время эта серия вызревала, представленная единственным экземпляром. Условно эту работу называли «Шляпой» за ее куполообразную верхушку.
В 2016 году «Балансиров» стало значительно... |
Обычно все привыкли видеть физиономию как набор четко определенных деталей. Все они имеют общую поверхность и выстроены в единую форму лица. А все лицо – это единая целостная фигура.
«Балансир»... |
Все представители данной коллекции – это трехмерные портреты бестелесных сознательных существ. Их нематериальность и полная свобода от телесности делает их веселыми и беззаботными. О таких лицах «Википедия» уже не... |
Позитивное выражение лица всегда связано с его правильностью. Например, асимметричное лицо не будет выглядеть правильным. Нос не на своем месте – то же самое. Слишком широко расставлены глаза – уже... |
Все привыкли к лицу как целостной форме. Нос, губы, скулы, лоб – все детали имеют общую поверхность кожи. Лицо как форма является границей между психическим и физическим мирами. Поверхность лица... |
«Балансиры» – бестелесны. Но лица здесь представлены отнюдь не сами по себе. Мы привыкли видеть лица как часть организма – в связке с телом. А «Балансиры» являют собой связку с... |
Зритель может видеть перед собой лицо исключительно потому, что каждая деталь занимает свое место в пространстве. Вся эта свисающая масса может образовать физиономию только при наличии гравитации. Невесомость погружает эту... |
Каждая маска содержит множество индивидуальных особенностей. Можно читать лекцию о том, как именно в ней строится текст, каковы особенности ее пластики, чем отличительна техника ее создания. Своя специфика существует и... |
Глобально коллекции масок делятся на две группы. Первая состоит из текстовых масок-«приколов». В них присутствует элемент карикатуры. Если человек встретит такое в реальности, он решит, что сошел с ума. Каждая... |
Проект «Физиономические модели» проявляется через художественные выставки. Таких выставок прошло достаточно много. И мы можем определиться в целом наборе их традиционных отличий. Если перечислить эти признаки, то станет ясно,... |
«Этюды мордоделия» – новая художественная выставка проекта «Физиономические модели». Здесь представлены более полусотни работ. Каждый экспонат – не просто маска, это – живая и осознанная физиономия.
Увиденное невозможно свести к... |
Пишу, как организатор выставки и участник событий.
Лето 2011. Феодосия. Сезон, по местным меркам, провальный. Отдыхающих мало.
Концертный зал «Звездный» - основная культурная достопримечательность на пути курортников к морю. Все они... |
|