АЛЕКСАНДР КАТЕРУША

МАСКИ



Главная
О проекте
Маски
Выставки
Галереи
Новости
Публикации
Покупка и хранение
Контакты

N170.info
Himerikon.com

8 марта 2018

Две души физиономического образа

Многие мистики указывали на то, что душа человека не является чем-то единым и однородным. Вплоть до того, что душ – сразу несколько, и они выстроены иерархически. Авторов, которые, начиная с античности, выстраивали подобные схемы, так много, что этому пришлось бы посвятить отдельный труд.

Нас же интересуют только две души, на которые обычно обращают внимание. Речь идет о животной душе и душе человеческой, или собственно сознании. Дело в том, что обе они весьма своеобразно представлены в каждом физиономическом образе.

Я неоднократно выражал мысль о том, что физиономический образ – это материальное оформление души. Если душа имеет форму, то эта форма – лицо.

Но что значит «форма»? Обычно ее определяют как «внешнее очертание», или «взаимное расположение границ». Границы фигурируют в разных определениях. Да и само слово «определение» тоже означает выявление некоего предела – той же границы. Получается, что душа, запечатленная в физиономическом образе, должна проявляться через некие границы. И действительно, не будь их, я даже не знал бы, как можно было бы описать «физиономическое оформление» души. Или, если точнее, сразу двух душ – животной и человеческой. Попробуем рассмотреть их как две границы, проявленные в лице.

1. Рот.

Всякое живое существо, самим фактом своего существования, разделяет реальность на две части: внешняя – физический мир, и внутренняя – организм. Поверхность тела четко отделяет их друг от друга. А такой важный атрибут всякого лица, как рот, является точкой перехода одного пространства в другое.

Рот – одна из самых разглядываемых зон лица. Зрачки постоянно прыгают туда, словно человек пытается удостовериться в том, что перед ним – некто, обладающий организмом. Именно поэтому в «Физиономическом моделировании» уделяется столько внимания отделке ротовой полости. Наличие зубов, десен, языка, слизистая поверхность – четкие подтверждения «живости» персонажа.

Здесь можно возразить: почему именно рот, а не нос? Ведь, ноздри – это тоже отверстия вовнутрь организма. У них есть все права на «ворота в границе», но лишь формально. Фактически внутренняя конструкция носа слишком уж закрыта от взгляда. Две ноздри – это визуально слабое преддверие организма. А рот – это огромная полость, обладающая собственным «убранством». Там есть, на что посмотреть. Рот можно оценить как часть организма, которую можно видеть своими глазами. Если есть зубы, значит, есть и желудок.

Кстати, и функции, которыми наделена ротовая полость, в чем-то напоминают таможню. Все, что туда попадает, оценивается на вкус, пригодность к пище. Рот можно оценить как инструмент для контакта между внешней средой и пространством организма.

Во многих культурах с древних времен рот связывали с душой. При зевании необходимо закрывать рот рукой в силу двух причин: или через него может войти злой дух, или через него может выйти часть души.

Следует отметить, что разделение на организм и внешний физический мир носит условный характер. Тело, как известно, – неотъемная часть материального мира. И каждый, в конце концов, возвращает его. Разделения такого рода чаще носят характер игры. В силу общей природы этих двух реальностей, контакт между ними представляет собой физическое отверстие.

2. Глаза.

Вторая граница, которую содержит лицо, пролегает между физическим и психическим. Или, если угодно, между материальным и идеальным. Сознание человека есть нечто отдельное от физического мира. Насколько этот факт спорен в плане науки и философии, настолько же он – нечто само собой разумеющееся в плане личного самоощущения. Просто, последнее не принято учитывать как научный факт, вот и создается почва для споров. Но каждый человек, по крайней мере, знает, что его сознание способно вместить этот мир сразу во многих моментах времени. Этим оно уже проявляет себя как нечто большее, чем физический мир. Самоощущение человека как внешнего по отношению к физическому миру существа – первейший признак всякого сознания. Мир физический и мир духовный имеют разные мерности (этот вопрос будет рассмотрен отдельно).

Так или иначе, граница между физическим и психическим проходит через глаза. В силу разнородности этих реальностей, «дырки» между ними быть не может. Вместо нее – нечто другое. Дело в том, что все детали лица, как бы они ни выделялись, все же объединены общей поверхностью. Нос перетекает в щеки, щеки в подбородок и т.д. Единственное исключение – глаза. Они обладают своей отдельной поверхностью и проявляют обособленную предметность. Понятно, что без этой особенности сама функция зрения трудновообразима. Без движения глаз вообще не способен видеть. Но сама возможность движений, отдельных от остального тела, заставляет видеть в глазах сознание. Словно в теле есть нечто, способное к отдельному от него бытию.

Глаза как граница между физическим и психическим весьма осознана людьми. Часто, например, встречается фраза: «Глаза – это часть мозга, вынесенная вовне». Владимир Барабанщиков – один из лидеров в исследовании восприятия лиц, указывает, что глаза – это смысловой центр лица. При этом они почти не выражают каких-либо эмоций, и даже отвлекают от их сознательного отслеживания (интервью: http://expert.ru/russian_reporter/2012/40/lichnost-na-litse/ ).

Так или иначе, а восприятие лица без «зеркала души» – это уже нечто искаженное, неполноценное. В «Физиономическом моделировании» живые глаза – важнейший атрибут каждой работы. Перед автором ставится задача, чтобы зритель, глядя ей в глаза, чуть ли ни вырабатывал окситоцин.

Итак, рот и глаза олицетворяют две границы. Одна отделяет от физического мира организм, другая – сознание. И можно понять, почему именно контакт с ними оказывается самым важным компонентом физиономического восприятия.

Альфред Ярбус, изучая глазодвигательные реакции при восприятии лица, выделил треугольник «глаза – рот». Именно в эти части лица «прыгают» зрачки, вырисовывая треугольную траекторию. Похоже, что наиболее значимо в физиономическом восприятии – отслеживание двух душ – животной и человеческой. Все остальное – вторично.

Другие публикации




Copyright © 2017-2024 Fisionomicus.com