АЛЕКСАНДР КАТЕРУША

МАСКИ



Главная
О проекте
Маски
Выставки
Галереи
Новости
Публикации
Покупка и хранение
Контакты

N170.info
Himerikon.com

4 февраля 2018

Физиономическая модель – главное отличие

Человека ежедневно окружают тысячи различных физиономических изображений. Человеческие лица и животные морды попадаются в рекламе, в прессе, интернете, упаковке, искусстве и т.д. И что-то из этого можно назвать «физиономической моделью», а что-то – нет. Что это за явление? Как оно отличается и определяется? Попробуем разобраться в одном из наиболее глобальных критериев «физиономической модели».

Из всех физиономических образов, к физиономическим моделям можно отнести лишь те, на которые можно составлять психологические портреты.

Например, манекен в магазине одежды, безусловно, обладает физиономическим образом. Но физиономической моделью, при этом, не является. О психологических качествах манекена невозможно что-либо сказать. Притом, до такой степени, что само слово «манекен» используется как выражение для понятий «бездушия», «безликости», «психологической безжизненности». Физиономия есть, а души в ней – нет. Может сложиться впечатление, что прототипом манекена является покойник – тоже лишенный души и потому утративший признаки психологического портрета. Разумеется, манекен своим «бездушием», призван не отвлекать посетителя от того, что на него надето.

Порой, физиономия оказывается настолько штампованной, что ее неспособны оживить даже тома комиксов, в которых она – главный герой. Тогда говорят о формальности работы автора, который не удосужился вложить туда душу.

Но если же душа, все же, вложена, то перед зрителем появляется богатый, насыщенный жизнью образ. Зритель может ощутить его энергетику, его интеллектуальный уровень, эмоциональное состояние, психопатические склонности и т.д. Чем лучше получился образ, тем сильнее можно углублять психологический портрет. Появляется больше оценочных факторов, а каждый фактор все более углубляется. Мало того, обычный зритель, необученный в составлении таких портретов, может ошибаться напропалую. Но он все равно, хоть из собственных проекций, но все же будет составлять целостный психологический образ.

Некоторые физиономические модели настолько глубоко «содержат душу», что их описанию посвящают диссертации. Будь то «Джоконда» Да Винчи, или «Созерцатель» Крамского – образы вызывают глубокие чувства зрителя. И если эти чувства проанализировать, то они сведутся именно к составлению психологического портрета.

Если лицо не является физиономической моделью, – подобные действия невозможны. Каковы признаки, разделяющие физиономии? По-моему, здесь нет особых загадок.

Дело в том, что физиономический образ составлен из огромного количества черт. Наверное, и ученые описали не более, чем какую-то часть. С помощью этих черт, на лице проецируется вся психическая жизнь его обладателя. Люди улавливают состояния друг друга, даже не будучи физиономистами. Им достаточно мысленно подражать, идентифицироваться с ними, чтобы оказываться в таких же состояниях, а в итоге – чутко понимать собеседника. Последний как бы подает основы для такой чуткости. Если же портрет не содержит всех этих тончайших черт, или они не согласованы, то человек просто не имеет четкой основы для составления психологического портрета. Механизмы восприятия сознательного существа просто не могут включиться. И образ тогда никак нельзя отнести к физиономической модели.

Если люди «читают» психологические портреты через уподобление лицом, то художник идет дальше. Он это самое «уподобление» проецирует на руки, которые это лицо создают. А дальше – кто на что способен.

Таким образом, физиономическое моделирование, в самых общих чертах, можно определить как создание физиономических образов – вместилищ души. И это сразу же улавливается зрителем, ведь механизмы «восприятия души» опосредованы восприятием лица.

Другие публикации




Copyright © 2017-2024 Fisionomicus.com