Любой, кто интересуется образами и символами, хорошо знает: чем они сложнее, тем больше значений в них содержится. Вплоть до противоположных и взаимоисключающих. Глаза, своей сложностью и многогранностью смыслов, – серьезный претендент на путаницу. С одной стороны – символ разума, понимания, осознанности. С другой, если вдуматься, – просто погруженность в бесконечную суету визуального мира.
Попробуем разобраться в этом вопросе. Если мы разглядываем систему, которая кажется безнадежно запутанной, то стоит задуматься: может, систем на самом деле несколько, а они просто валятся в кучу? Попробуем понимание символики глаз разделить. Ранее мы говорили о них как о паре, и не учитывали того факта, что глаз может быть один, три, более, или вообще ни одного. Такие явления не особо привычны, не часто люди отходят от биологической нормы. Но это совершенно нормально для тех, кто занимается мифами, фантазиями т.д. Попробуем рассмотреть символику глаз в привязке к их количеству. Если мы и не снимем противоречия, то, по крайней мере, разделим их по «своим территориям».
Два глаза
Сам факт естественности и привычности глазной пары говорит о том, что
именно она несет на себе основной груз общей символики. О важности зрительного восприятия можно говорить до бесконечности. Физический мир, в котором мы живем, воспринимается именно парой глаз. И противоречия этого мира невольно переносятся на глаза и их символику.
При том, что видение плотно увязано со знанием, пониманием, контролем истинности, также зрение относится и к заблуждениям. Иллюзии и миражи – тоже, ведь, зрение. В наиболее радикальных случаях все богатство визуального мира является колоссальным отвлечением человеческого сознания. Так, Демокрит ослепил себя, чтобы визуальная суета не мешала ему мыслить. А Будда смог преодолеть иллюзорную реальность Майи, освободив сознание для Нирваны.
Два глаза символизируют разумность человека в плане мирской успешности. И правда, без глаз шансы на выживание сводятся к минимуму; поэтому их ассоциации с разумом больше связаны с практичностью. Как известно, Фалес, созерцая небосвод, свалился в яму, и был осмеян обывателями.
Таким образом, пара человеческих глаз символизирует глубокую погруженность в мир прагматизма и суеты. И мудрость такого видения сводится к ловкости выживания в материальном мире.
Три глаза
Мудрость, выходящая за пределы материального, воплощается в образе третьего глаза. Обычное его размещение – над двумя другими посредине в районе лба. Этим как бы указывается на иную природу третьего глаза. Он созерцает запредельное.
В физиономических моделях присутствие третьего глаза четко указывает на просветленность персонажа. Или, по крайней мере, на присутствие в его психике просветленной части (например, http://fisionomicus.com/maski_meditiruyushchii.htm). Также его присутствие может указывать на духовное эволюционирование персонажа.
Третий глаз часто выступает альтернативой двум «обыденным». Точно так же трудно увязать просветленность и прагматичность. Разные глаза устремлены в разные реальности.
Третий глаз весьма обильно описан в мистической литературе, и является четко определенным символом. Стоит лишь уточнить, что он не является открытым органом, так как объекты его восприятия не совпадают с трехмерным физическим миром, на который и так смотрят два обычных глаза. Его появление в физиономических моделях как видимой детали необходимо исключительно для демонстрации образа.
Одноглазость
Если третий глаз можно рассматривать как преодоление двуглазой погруженности в иллюзорный мир, вырастание из него в высшее, то просто один глаз – это ущербность, и не более. Здесь присутствует символика, присущая двум обычным глазам при их повреждении. Считалось, что человек с одним глазом видит мир перекошенным, а соответственно перекашивается и его психика. Одноглазых называли «кривыми», наделяли нехорошими качествами и могли серьезно урезать в гражданских правах.
В мифологии одноглазость присуща негативным персонажам. В нашей культуре таким примером может служить Лихо Одноглазое. У греков одноглазым был Циклоп. Его уродство сослужило добрую службу Одиссею, который смог победить этого великана, с легкостью лишив его зрения.
Многоглазость
Здесь символика размывается, поэтому более жестко привязывается к контексту. В одних случаях, это может быть продолжение вектора, заданного третьим глазом и просветленностью (см. http://fisionomicus.com/maski_pereklyuchatel_mirov.htm). В других ситуациях множество глаз указывает на усиленную поглощенность суетным миром. Здесь стоит упомянуть множество глаз паука.
Отсутствие глаз.
И слепота от рождения, и потеря зрения, во всех случаях речь идет об ущербности на порядок более сильной, чем при «кривизне». Отсутствие глаз выражает погруженность персонажа во мрак, невозможность воспринимать видимый мир. Слепота крота связана с его жизнью под землей, в мире грубых сил. Поэтому отсутствие глаз ассоциируется со хтоническими, энергиями.
Но ущербность физического зрения может указывать и на ее возможную компенсацию через видение духовное. Гомер был слепым. И Ванга была слепой.
Итак, беглый обзор позволил нам увидеть, насколько глаза своими символическими значениями зависят от их количества.
|