Физиономическое моделирование, как это часто подчеркивается в публикациях о нем, претендует на оригинальность и обособленность в общем пространстве изобразительного искусства. Подобные претензии художник может реализовать самым прямым и непосредственным путем. Он творит себе и творит, а зрители и критики все это воспринимают, оценивают, анализируют и делают выводы. Все это в Физиономических моделях есть, обратная связь получена более, чем.
Но проект таким подходом исчерпываться не может. Ибо имеет интереснейшие теоретические основания. По мере того, как мы будем раскладывать их по полочкам, прояснится тот факт, что далеко не все здесь опирается на творческую интуицию. Многое буквально моделируется, используя весьма своеобразную методологию. А художественному творчеству, порой, отводится чуть ли ни формально-исполнительская функция.
Начнем с основного принципа. Он повторяется так часто, что может сойти за трюизм:
Физиономический образ – это проекция сознания.
Фактически, физиономия – это единственная форма, которая присуща сознанию. Вряд ли вы сможете как-то изобразить его, не используя при этом лицо.
Учебник природоведения разделяет природу на одушевленную и неодушевленную. Точно также грамматика разделяет и имена существительные. Эти две реальности собираются вопросами «Кто?» и «Что?». Даже маленькие дети, собрав свой незначительный опыт, легко отличат одно от другого. Но вряд ли обратят внимание на простой принцип:
Вся одушевленная природа обладает физиономиями. А все, отвечающее на вопрос «Что?», является обезличенным. Физиономический образ оказывается важнейшим водоразделом между двумя царствами природы. Это столь очевидно, что пролетает мимо внимания. Мы же этот факт тщательно акцентируем.
Это знание является дочеловеческим, т.е. генетическим, врожденным. Задолго до человека, любая зверюка, встретив чью-то морду, осознавала: перед ней – тварь одушевленная. Далее, по ее чертам, определялось, сожрет ли она, или сама будет сожрана. И далее – еще масса описательных признаков. Каждое существо всегда знало, что не только оно одно бродит в этом мире. И все, с чем нужно строить отношения – гнаться, драпать, сотрудничать – имеет физиономию. Унаследовав этот опыт, человек пропустил его мимо своего сознания на правах очевидного.
А Физиономическое моделирование на нем основывается.
На самом деле, моделируется не физиономия, а сознание. Она его только представляет. Физиономический образ создается, как создавалась бы любая скульптура. А сознание – это то, что данному образу соответствует. Благо, связь между ними, как указано выше, закреплена многими миллионами лет эволюции. Физиономическое моделирование опирается на фантастическую мощь этой связки.
Даже отметая мистические аспекты, можно опираться на механизмы физиономического восприятия человека. Пусть никакого сознания в этих образах и нет, но данные механизмы просто вынудят зрителя это сознание увидеть. Ибо вышеуказанная связка – ну очень уж сильна. Есть физиономия, значит, есть и сознание.
Далее разворачиваются просто захватывающие перспективы. Ведь, создавая совершенно невиданные физиономические образы, мы заходим в сферу столь же невиданных форм сознания. Эта тема будет подробнее рассматриваться в других публикациях.
|