Э.Б.Тайлор, в своей «Первобытной культуре» довольно жестко отстаивает тот факт, что никто из рода человеческого не может пребывать вне религии. И, сколь бы ни были племена дикими и отсталыми, у них всегда религия существует. И даже если кто-то из исследователей не обнаружил у туземцев никаких верований, значит, туземцы их просто спрятали.
И действительно, вы можете перечитать хоть тысячи антропологических исследований, но вы не сыщете ни одного народа на планете, у которого не было бы религии. Не думаю, что в этом кого-то пришлось бы убеждать.
Но мало кто обратил внимание на другой факт: Вы практически не найдете религий, которые не использовали бы в своих практиках физиономических образов. Редчайшим исключением являются некоторые из аврамистических религий – иудаизм и ислам. Все остальные – а их около двух тысяч – обязательно связаны с той или иной физиономией.
По идее, в этом нет ничего удивительного. Само слово «религия» («religare» на латинском) означает «связывать», «соединять». Речь идет о связях человека с высшими потусторонними силами. С ними строят, порой, сложные отношения, но в подавляющем большинстве, поклоняются. И как тут не поклоняться, если силы эти обладают таким могуществом, что судьба и человека, и самого мира пребывает в их руках. И, конечно же, эти силы всегда персонифицированы. Они – осознанные существа. А это означает, что они обладают физиономическими образами.
Одна из основных функций физиономии – коммуникация, контакт с другими существами. Так мы, используя несложную логику, пришли к мысли о том, для чего физиономический образ присутствует в религиозных практиках. Он – портал, через который разворачивается коммуникация между человеком и высшими силами.
Эта тема весьма значима. Представьте, физиономический образ оказывается одним из основных инструментов взаимодействия в религиях, одним из их центральных компонентов. И в то же время этот вопрос как-то пролетел мимо внимания исследователей. Попробуем заполнить этот пробел.
Религии, в которых используются физиономические образы, можно разделить на две группы. Это разделение не касается ни развитости вероучений, ни их сложности. Речь идет лишь о способах коммуникации, которая строится между высшими силами и людьми. Опишем каждую группу.
1. Театральное действо.
И нынешние первобытные племена, и древние народы, опирались в своих религиозных культах на театральную постановку. Греческий театр также изначально был культовым действом. Распространенность этой практики впечатляет. Все религии такого рода объединены тем, что постижение их учений обязательно превращает верующего в зрителя.
Язык театра, здесь подходит как нельзя лучше. Сам по себе он является очень древним способом построения текста и изложения идей. Актеры надевают маски божеств и разыгрывают сюжет. Клод Леви-Стросс в работе «Путь масок» утверждал, что единственный способ разобраться в этнических масках – это вникнуть в конкретные мифы, которые они иллюстрируют. Еще бы, ведь речь идет о театральном реквизите. Много ли в нем смысла в отрыве от театрального действа?
Ритуальные маски, используемые в религиозных культах, поражают и своей географией, и своим разнообразием. В них отражаются целые сонмы объектов человеческих поклонений. Как правило, эти образы выходят за пределы физиономических шаблонов. Этот вопрос будет рассмотрен в отдельной статье.
2. Икона.
Другая группа религиозных культов обращается с физиономическими образами иначе. Они не являются масками и не надеваются на актеров. Как правило, речь идет о так называемых развитых религиях, которые уже не так остро нуждаются в ярких визуальных эффектах и действах. Физиономический образ выполняет иные функции. Контакт с высшими силами происходит через созерцание их ликов.
Физиономические образы здесь не выходят за пределы физиономических шаблонов. Исступленные пляски уступают место иным процессам, которые развернуты уже во внутрипсихическом пространстве. Подробнее феномен иконы будет рассмотрен в отдельной публикации.
|