АЛЕКСАНДР КАТЕРУША

МАСКИ



Главная
О проекте
Маски
Выставки
Галереи
Новости
Публикации
Покупка и хранение
Контакты

N170.info
Himerikon.com

30 января 2018

Лицо и тело.
Две репрезентации существа

Википедия описывает лицо как «переднюю часть головы». Вроде бы и не поспоришь, но как-то коробит от такой материалистический простоты. Попробуем разобраться.

Действительно, лицо является естественной частью головы и всего тела. У них есть общая поверхность, они существуют в единой целостности. Мало того, лицо действительно можно рассматривать как часть тела, наделенное массой функций.

Но не все так просто. Почему, например, обо всем человеке говорят «лицо»? Или «персонаж»? Почему фотография в паспорте – это не весь человек, а только его лицо? Почему для репрезентации лошади недостаточна фотография ее морды?

Наверное, если вы сфотографируете собаку в полный рост, а затем – только ее морду, у этих снимков будут разные значения. Здесь напрашивается мысль о том, что тело и физиономия – это не столько разные части целого, сколько разные его аспекты, которые несут разные смыслы.



Развитое живое существо обладает двумя репрезентациями: как тело и как физиономия. Тело выражает биологический, организменный аспект существа. А физиономия – это аспект духовно-сознательный.



Говоря о человеке как о теле, показывают отсутствие сознания. А говоря о собаке как о морде, подчеркивают ее психологический и поведенческий аспект. Тело и физиономия заявляют о существе как о живом и сознательном.

Раздельность символики лица и тела проявляется в том, что мультфильмы часто игнорируют пропорции между ними. Лица и головы изображаются невероятно крупными, но это не вызывает недоумения или раздражения. Это может выражать и детские пропорции героев, но также указывает на то, что сознание героев доминирует над их телесностью. Судя по их поступкам, последняя оказывается для сознания лишь послушным придатком.

«Физиономические модели», ясное дело, не особо связаны с телесной частью существа. Некоторые коллекции («Добрые духи», «Балансиры») – вообще бестелесны. Они являют собой чистые сознания, необремененные материалистическими тяготами.

А «Кукломорды», будучи физиономиями, в то же время включают в себя телесное довольно хитрым образом. Части лица здесь – это человечки, обладающие своими телами. Это делает их активными участниками изображаемых событий. Лица в таких работах собираются лишь благодаря ситуациям, в которых данные человечки оказались. «Кукломорды» представляют собой любопытные инверсии: здесь не тело является носителем лица, а наоборот, лицо содержит в себе телесную составляющую.

Другие публикации




Copyright © 2017-2024 Fisionomicus.com